«Мишкина малина»
Оборудование: осенние
листья — по одному каждому ребенку;
игрушки — мишка с корзиной ягод, лиса с лукошком,
зайчик с кузовком, ежик с глиняным горшочком, крот с кружкой,
утка с ведерком; иллюстрация тучи.
Ход занятия
Динамические упражнения «ПрогулкаПедагог.
Раз-два-три-четыре-пять —
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем.
Ходьба
«змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали.
Бег на
носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на
пятках.
Где ты прячешься, грибок?
Полезай-ка в кузовок!
Упражнение «По грибыДети встают в круг, поднимают руки
вверх и выполняют упражнение на
развитие дыхания и увеличение продолжительности равномерного выдоха.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Педагог.
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф...
Выдох
спокойный, ненапряженный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...
И качает так листок - ф-ф-ф...
Активный
выдох.
Дует
ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а...
Рябиновый — и-и-и...
Березовый — о-о-о...
Дубовый — у-у-у...
Дети хором
поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
Танец с листьями (по выбору)
Пальчиковая игра «Осенний букет»Хором.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать.
Сжимать и
разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Загибать
поочередно пальцы: большой, указательный, средний,
безымянный, мизинец.
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем.
Сжимать и
разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.
Педагог.
Песню осеннюю
Маме споем.
Песня об осени
(по выбору)
Динамические упражнения
(для стоп)
Педагог (использует игрушки «мишка» и
«лиса»).
Мишка нес домой малину —
Переступание
с ноги на ногу.
Ягод полную корзину.
Шел, устал, на пень присел,
Сладких ягодок поел.
Сидя на стуле, вытянуть ноги вперед, оттягивать
носки ног,сгибать в
голеностопном суставе
Глядь, бежит Лиса с лукошком,
Говорит она ему:
Можно, Мишенька, немножко
Ягод я твоих возьму?
Мишка не жадный. Он с радостью
угостил Лису-красавицу.
Украшать собой леса,
Видно, создана Лиса:
Рыжая красавица
Всякому понравится!
Лисичка
открыла Мишке секрет, почему она такая красивая. Оказывается,
Лиса каждый
день массаж делает. Она и Мишку научила этому массажу.
|
Массаж «Лиса»
Хором.
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения
выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала —
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии
к центру:
от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица-Лиса!
Красуясь,
выполнять полуобороты корпуса вправо-влево,
поставив руки на пояс и выпрямив спину.
До чего же хороша!
Педагог (использует игрушку «лиса» и
«заяц»).
За Лисой, тропой тенистой,Скачет
Зайка — прыг да скок.
Он для ягоды душистойПриготовил кузовок.
Мишка и
Зайку угостил малиной.
А Заяц
позвал своих друзей-зайчат отведать ягод и поиграть.
9.
Физминутка «Зайчики»
Педагог.Скок-поскок,
скок-поскок,Зайка прыгнул на пенек.
Движения выполняются соответственно тексту.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. (В. Волина
Вдруг
раздалось фырканье. Да это же Ежик!
Массаж лица «Ежик»
(см. занятие
1)
Педагог.
Из кустов, с горшком из глины
Показался Ежик вдруг.
Как не дать ему малины:
Серый Ежик — Мишкин друг.
Хоровод «Маленький Ежик» (см. занятие
2)
Педагог.
Не спеша усатый Крот
Вышел на опушку.
Он набил малиной рот
И насыпал в кружку.
Мимическое упражнение
Показывают,
как Крот щурится на солнышке, принюхивается, облизывается, просит у
Мишки малинки, благодарит, угощается, радостно несет ягоды домой.
Прилетела даже Утка,
Утка с ведрышком пустым...
Подвижная игра «Гора —
дерево — кочка»
Дети бегают
врассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями.
Когда педагог говорит: «Кочка!» — дети приседают («утка устала,
присела отдохнуть на кочку»); «Дерево!» — замирают, подняв вверх руки;
«Гора!» — встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
Педагог.
Угощает всех Мишутка,
Рад он всем друзьям лесным:
— Не стесняйтесь, дорогие,
Угощайтесь, дорогие.
Много ягоды в лесу,
Я еще вам принесу!
Хоровод «По малину»
Педагог. А на зиму Мишка наварил из малины
вкусного варенья и тоже всем
своим друзьям дал попробовать.
Упражнение
«Подуем на варенье».
Вытянуть
губы вперед трубочкой, как при звуке «у», и произвести длительный выдох.
Упражнение «Вкусное
варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности,
выработки подъема широкой передней части языка).
Рот открыт.
Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить,
чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным
зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть
не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
Педагог. Но что это, ребята?
(Загадывает загадку В. Степанова.)
Кто плывет по небосводу,
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча.)
Ритмическое упражнение «Капли»
Педагог.
Капля — раз! Капля — два!
Удары
ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим
скорей домой!
«Мишкина малина»
(из книги М.
Ю. Картушиной)
(по мотивам одноименного стихотворения В. Степанова) |